солнечный дом полтава детский развивающий центр полтава
 
 
г. Полтава, ул. Соборности, 54, оф. 116  
(050) 729-75-44, (096) 511-43-68
 
 

Групповые занятия – эффективная форма работы с детьми для их эмоционального, социального и личностного развития.

Что происходит на группе?

Участники любой группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, степенью общительности, активности и пр. Они имеют разные интересы и опыт, и всё это приносят с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём.

В группе ребёнок знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений,  может примерить их к себе. Также он   ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции  (ведь всё происходящее обсуждается).  Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.

Пример

Двум девочкам трех лет хочется взять одну и ту же чашку. Когда они сталкиваются с этой проблемой первый раз, каждая начинает громко плакать и кричать, что чашка нужна именно ей. Если нам не удается договориться (посчитать считалочку, пить по очереди, поменяться, взять другие чашки), девочки выбирают пропустить чаепитие, потому не готовы найти выход, а пить из других чашек ни одна их них не хочет. Много злости и обиды. Обсуждаем, что, похоже, такая реакция не очень продуктивна и можно попробовать в следующий раз что-то другое.

Второй раз, подходя к чашкам, девочки спешат наперегонки, чтобы успеть взять нужную чашку. Кто-то успевает первой, а кто-то расстраивается. Обсуждаем, что можно выбрать и другой путь, какой?

 В третий раз девочки уже в начале занятия задумываются, как поступить, и выбирают посчитать считалочкой, кто будет пить из чашки сегодня.

Дальше они уже следят за очередностью и даже поддерживают друг друга, если это необходимо.

 

Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок погружается в свой внутренний мир и приобщается ко внутреннему миру других людей.  Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.  В группе ребёнок  может обсудить волнующие его проблемы, не боясь оценивания и критики, получить эмоциональную поддержку.  Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки.

Пример

Одному из участников группы было очень трудно принимать отказы других детей поиграть с ним. Он очень обижался, злился, грустил. Но во время игр он увидел, что и сам может говорить «нет» другим детям, если не хочет с ними играть. Мы обсуждали, что отказ в игре – это не отказ в дружбе. У другого может быть плохое настроение, желание побыть одному или просто какая-то важная идея для своей игры. Разобравшись в причинах поведения друзей и присвоив себе право тоже говорить «нет», когда не хочется, проблема с отказами разрешилась.

 

Как именно проходят занятия?

Психологическая группа в корне отличается от урока позицией детей: в группе все дети вместе, в кругу, на равных. Основная цель психологической группы не просто «дать материал», а дать каждому участнику в упражнениях и интересных играх пережить и по-своему воспринять важные для него знания, навыки, опыт взаимодействия с детьми. Конечно, в группе есть правила, время и структура занятия, однако дети участвуют в принятии общих решений относительно того, каких правил они будут придерживаться. Это развивает ответственность и самостоятельность в принятии решений согласно возрасту ребенка.

Мы играем (много!), делаем интересные упражнения и задания, придумываем сценки, танцуем, творим, общаемся.


Психологическая группа – только для проблемных и трудных детей?

Конечно же, нет. Группа – для всех!

К сожалению,  в нашем обществе принято считать, что психологическая поддержка нужна только тем, у кого есть серьезные проблемы. Но на самом деле, у каждого ребенка есть уникальные особенности, таланты, трудности и интересы, двоих абсолютно одинаковых детей не существует, даже близнецы отличаются друг от друга. Мы затрагиваем вопросы «кто я?», «что я могу?», «что для меня дружба?», «как найти друзей?», «как договориться?», «мои сильные стороны» и многое другие. Они общие для всех, и ответы на них помогут Вашему ребенку стать уверенным и успешным.

Мы также приглашаем в группу и детей с проблемами в общении, низкой или завышенной самооценкой, тревожностью, застенчивостью, страхами… Может быть так, что мы порекомендуем ребенку вначале индивидуальное консультирование или психотерапию, а затем участие в группе.

Занятия в группе противопоказаны  детям с психопатологией, с умственной отсталостью, а также детям, находящимся в кризисных состояниях.


Как я узнаю, что моему ребенку это полезно?

Первый, и самый важный критерий — это радость Вашего ребенка и интерес к занятиям. Также важно, когда у Вашего ребенка появляются вопросы: о себе, о взаимоотношениях. Здесь будет необходимо и Ваше участие, беседа, поддержка. Иногда родителям беспокойно, когда их ребенок меняется, взрослеет, становится другим. Для этого каждый месяц мы будем проводить родительские встречи, где поговорим о темах, которые проживаются в группах, особенностях детей, изменениях во взаимодействии с окружающими, успехи.


Важное условие эффективной работы – регулярность посещения занятий. Каждая встреча – важный этап процесса, выпадая из которого, ребенок не только пропускает что-то важное, но и теряет часть приобретенного ранее. На следующем занятии ему снова придется тратить время и энергию на адаптацию к группе и включение в процесс. Поэтому если ребенок пропустил 4 и более занятий подряд, дальнейшее его участие в группе обсуждается индивидуально.

Ещё более вредно бросать занятия, не дойдя до конца (правда, изредка случается, что в процессе занятий выясняется неготовность ребёнка к групповой работе, но это отдельная тема и обсуждается в индивидуальной беседе с родителями). Если у Вас возникнут сомнения в нужности группы или соответствии её Вашим целям и ожиданиям, следует разрешить их по итогам индивидуальной консультации с ведущей.

Сами дети, как правило, с удовольствием посещают группу и чувствуют её важность для себя.

 

Группы по  возрастам

У нас работают 3 группы:

ü  Младшая группа для детей 3х и 4х лет с родителями «Учимся дружить»

ü  Средняя группа для детей от 4-5 до 7 лет «Я и другие»

ü  Старшая группа для младших школьников (1 – 3 класс) «Успешный школьник»

Цель каждой из них – развитие самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, понимать себя в мире, сохранять свою уникальность в процессе становления в обществе.

Приглашаем Вас попробовать!

Ведущая группы — Марина Смирнова – дипломированный психолог (магистр), психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт (программа МГИ по стандартам Европейской Ассоциации Гештальт-терапии), детский и семейный психолог. Опыт работы с 2011 года.

 

Галерея

Библиотека

 
 
г. Полтава, ул. Соборности, 54, оф. 116. Тел.: (050) 729-75-44, (096) 511-43-68Заказать звонок